Постоянные читатели

среда, 23 февраля 2011 г.

G&L

   Решил сегодня начать рассказ об относительно малоизвестных в России гитарных брендах. 
Первый рассказ будет о компании G&L.
   Одним из основателей этой фирмы был не кто иной, как знаменитый на весь музыкальный мир Лео Фендер. Случилось так, что в 1965 году из-за ухудшения своего здоровья он принимает беспрецедентное решение продать свою компанию «Fender Electric Instrument Co., Inc.» другой музыкальной компании «CBS Musical Instruments» («Columbia Broadcasting System Inc.») за 13,5 млн. долларов. Однако по соглашению о купле-продаже Лео Фендеру запрещалось в течение десяти лет заниматься музыкальным бизнесом и когда-либо в будущем использовать свою фамилию как брэнд. В течение пяти лет Лео оставался консультантом у «CBS Musical Instruments» до своего полного увольнения в 1970 году.  Ясное дело, что все-таки сидеть на месте с обесцениваемыми инфляцией миллионами зеленых денег Лео Фендеру было не с руки, поэтому, заранее до срока окончания своего заключения Лео начинает подготавливать почву для своей новой компании: вёдутся переговоры с Форрестом Уайтом, Томом Уолкером (Tom Walker), и др.
    В 1971 году появляется компания «Tri-Sonics, Inc.», которая в 1973 году переименовывается в «Musitek, Inc.», а в 1974 году в «Music Man, Inc.». Однако после 1976 года, когда Лео Фендера избрали президентом новой компании, Том Уолкер, один из трёх учредителей, начал вести себя слишком вызывающе и стал пытаться получить контрольный пакет акций под разными предлогами, чего, в конце концов, и добился. Напомню, что Лео в то время также руководил компанией «CLF Research», которая занималась новыми разработками и производством музыкальных инструментов и музыкального оборудования. Именно в «CLF Research» производились в то время инструменты «Music Man».

                   Рекламный проспект  бас гитары MM Stingray 77 года.

     Расстроенный поведением Тома Уолкера в 1982 году Лео Фендер объявляет ему о создании новой компании «G&L», которая будет конкурировать с «Music Man», но «CLF Research» продолжит разрабатывать инструменты и для «Music Man». Новая компания была создана Лео Фендером и Джорджем Фуллертоном (George Fullerton), что и было отражено в названии «G&L» («George & Leo»).
                                           

     Позже, в момент сильного упадка, Том Уолкер продал компанию «Music Man» Эрни Боллу (Ernie Ball) (это произошло в 1984 году) и компания со всем своим небольшим имуществом переехала в Сан Луис Обиспо, Калифорния.

      В «G&L» в 1985 году тоже произошли небольшие изменения. Дело в том, что ещё со времён работы в компании «Fender» Лео недолюбливал Джорджа за, так сказать, неэффективность. Именно за неэффективность Джордж Фуллертон был уволен из «CBS/Fender», а позже из «Earthwood». Лео настойчиво стал упрашивать Джорджа продать ему свою долю в компании, на что тот согласился. После этого события название компании хоть и осталось прежним, но значение буквы «G» изменилось. Аббревиатура «G&L» стала расшифровываться, как «Guitars by Leo» («Гитары от Лео»).
 
      Таким образом, на протяжении всей своей жизни, Лео Фендер раз за разом создавал, менял, развивал концепцию гитары с электрическим усилением. Он создал бас гитару,  разработал для нее основные типы и типоразмеры датчиков, которые и по сей день являются отраслевыми стандартами, внедрил в бас гитару активную электронику на басах Musicman, что стало их фирменной фишкой.
      Что же нового  было внедрено в инструментах G&L? Во первых - уникальные, разработки Лео Фенlера датчики - MFD (Magnetic Field Design).
                    
      В целом - это хамбакеры форм-фактора Musicman, но несколько модифицированной конструкции. В них применены керамические элементы , причем в верхней части магнитов устроены полости (похожее решение можно встретить на некоторых моделях Dimarzio). Звук таким образом действительно напоминает Musicman, особенно модели Sterling, где так же применены керамические датчики.
     Еще одной особенностью электрической части джиэлей является отключаемая активная электроника (в то время как на мьюзикмен она неотключаема). Это дает большее разнообразие вариантов звучания, к тому же - внезапная посадка батарейки перестает быть катастрофой, достаточно переключить тумблер и инструмент снова в бою.
     Спорным моментом активных G&L  можно назвать сам эквалайзер - он двухполосный, в нем отсутствует регулировка средних частот, которая присутствует на большинстве активных инструментов. Зато есть возможность переключения датчиков из параллельного в последовательный режим  (если конечно датчиков более чем одна штука :3). К тому же наличиствует встроенный бустер, хотя даже в пассивном режиме выхлоп у MFD весьма большой.
      Кратко пробежавшись по спектру предлагаемых моделей, а так же того что мы можем найти на ebay можно сказать что существуют G&L производства США а также Tribute cерия, сделанная в Азии. До 2000х годов эта серия изготовлялась в Японии, после - в Корее, и наконец в наши дни - в Индонезии. Инструменты японского производства отличались высоким качеством сборки, как правило - ясеневыми корпусами, электроника и фурнитура на них устанавливалась американская. Индонезийские трибьюты могут изготовляться и из липы (это касается гитар с наглухо закрашенными корпусами) и и ясеня. Электроника и фурнитура в них, насколько я знаю - тоже сделана в сша. Стоимость новых индонезийских трибьютов на ебэй - около 600-700долларов. Примерно столько же просят за японские бэу, американцы же как правило переваливают за 1000 долларов.
      Из моделей можно отметить G&L L-1000 - эдакий заряженный пресижен с датчиком в нековой позиции:

                                                      
      Это достаточно ранняя модель, в данный момент уже снятая с производства. Электроника у нее пассивная, но тем не менее достаточно вариабельная - кроме обычного пассивного фильтра высоких частот (ручка "тон") имеется точно такой же и для низких частот. Также имеется отсечка катушек.
   
    Также стоит отметить модели L 1500 и L 2000.

     В них устанавливается активный темброблок, основное различие моделей - количество звукоснимателей. L 1500 напоминает мьюзикмен стингрей или стерлинг - один хамбакер в районе бриджа. У L 2000 добавляется нековый датчик - тоже хамбакер. Обе модели существуют в 5 струнных вариантах - L 1505 и L 2500 соответственно.

    Кроме вышеупомянутых фирма G&L производит американские и трибьют модели -  реплики классических Jazz Bass и Presicion Bass; ASAT  серию, представляющую собой по сути L2000 модель в формфакторе телекастера и с измененным профилем грифа; холлоубоди модели.                                                   
     

     


5 комментариев:

  1. Здравствуйте, коллега-басист.
    Давно бассируете?

    Кстати, являюсь поклонником творчества Лео. Хочу прикупить себе стингрэй 5

    ОтветитьУдалить
  2. Бассирую относительно недавно - года 3, в последние 3 месяца пришлось сделать вынужденный перерыв. Стингрей - отличный выбор, фанк играете?
    Тоже вот подыскиваю на данный момент себе новый инструмент, правда попроще уровнем, возможно как раз трибьют джиэля)

    ОтветитьУдалить